lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

Category:

Георгий Победоносец

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/05/04_georgy.html

Застал в сети ежегодный лютый флейм по поводу георгиевской ленточки. Помню то время, когда интернет стоял на ушах, обсуждая, можно ли вводить георгиевскую ленточку как новый символ Победы. В тех спорах, если помните, я занимал по отношению к ленточке строго либеральную позицию, потому что люблю вообще любые праздники и символы, хоть старые, хоть новые, лишь бы праздник. Но за последние годы ленточку стали использовать отнюдь не в праздники — она стала настолько политизированной, что используется даже как символ в локальных конфликтах. Что грубо противоречит даже её кодексу на официальном сайте. Поэтому я продолжу отмечать день Победы без ленточки — как отмечали праздник сами ветераны все первые 60 лет вплоть до 2005 года, когда ее придумали. Мне конечно могут возразить, что она и до 2005 слегка использовалась в орденских планках (тем же самым аргументом, кстати, ортодоксы когда-то пытались запретить ее повсеместное ношение). Но дело в том, что в орденских планках использовались вообще самые разные цвета — в основном алый с золотом. Скажем больше: не существует такого цвета радуги, который бы не встречался в орденских планках. Но это не повод через 60-70-80-100 лет после Победы вводить новую моду на ленточку цвета радуги и страшно проклинать каждого, кто не захочет такую ленточку носить, сославшись на её слегка подпорченную репутацию... Впрочем, речь сегодня не об этом. Заинтересовавшись историей символа, я решил почитать, кто такой был сам
Георгий Победоносец, в честь которого у нас ленточка, иконы, и даже герб Москвы. Прочитанная история поразила меня до глубины души. Большинство из нас знает Георгия Победоносца как храброго воина, поражающего копьем всякую мерзость, лишенную даже человеческого облика:

Кого конкретно поражает Георгий? Чаще всего ответ совершенно абстрактен: он поражает копьем Мировое зло, Змея-искусителя, ну и просто Георгий храбрый воин. Для самых любознательных также существует легенда, буквально пересказывающая миф о Минотавре средневековый канон о Рыцаре Спасающем Принцессу от Дракона. По этой легенде, в окрестностях жил дракон, которому были вынуждены каждый год приносить в жертву девушек, но явился Георгий... дальше сами знаете.

Впрочем, в более ранних христианских изображениях вместо Змея присутствует человек. Одну из таких икон я сфотографировал в Грузии в монастыре Джвари:

Здесь Георгий поражает копьем не опасную бестию, а довольно смирного человека весьма пенсионного возраста. Кто это — сейчас сказать трудно. По одной из версий, Георгием, возглавлявшим вооруженные силы царя Диоклетиана, был побежден мелкий царек враждебных племен. По другой версии копьем Георгий пронзает самого Диоклетиана — злодея и гонителя христиан. В Джвари считают1, что Георгий пронзает персидского императора Дациана, гонителя христиан.

Впрочем, все вышеописанные версии ничуть не меняют привычный образ Святого Георгия Победоносца — победителя мерзавцев и покровителя воинов. Но совсем иная картина открывается, когда читаешь историю Георгия Победоносца, известного также в качестве мученика. Здесь все версии жития практически единогласны.

Итак, Георгий жил в III веке нашей эры. Он был храбрым воином и талантливым полководцем. Не жалея жизни, он доблестно воевал во славу своего царя — верой и правдой служил правителю Диоклетиану, возглавляя войско и отряд телохранителей. И уже совершив множество боевых подвигов, уже в зените славы, Георгий решил раздать имущество бедным и смело заявил о своём христианском вероисповедании своему царю, который как раз в тот момент сильно увлекался гонениями христиан. Диоклетиан никак не ожидал встретить пятую колонну в лице своего любимого маршала. И был настолько возмущен, что, несмотря на все боевые заслуги Георгия перед отечеством, принялся его пытать и убивать всеми мыслимыми способами. Целую неделю Диоклетиан удивлялся живучести Георгия. Если исключить красочные описания исцелений, знамений и чудес, скупая хроника процесса выглядит так:

В первый день его стали толкать в темницу кольями, затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжёлый камень.

Во второй день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами.

На третий день его бросили в яму, где была негашёная известь. (Вариант: драли железными крючьями, пока наружу не вылезли кишки, а потом окатили соленой водой.)

На четвертый день ему перебили кости на руках и ногах.

На пятый день заставили бежать в раскалённых докрасна железных сапогах с острыми гвоздями внутри (вариант: жарили в медном чане в форме быка).

На шестой день избили плетьми так, что со спины слезла кожа.

На седьмой день заставили выпить две чаши с ядами, убивающими и лишающими разума.

И наконец на восьмой день отсекли голову. (Вариант: затем разорвали тело на 363 части и раскидали по всей Грузии.)

Вы оценили силу образа? Ветеран, фронтовик, герой войны, был в какой-то момент в своей родной стране своей родной властью обвинен в «идеологической измене». Зверски замучен и казнен совершенно фашистскими методами. Чем и прославился в веках.

Какую мораль несет нам эта история? Мне кажется, она лишена морали абсолютно. А я предлагаю в канун праздника Победы оставить все идеологические споры и подумать не о ленточках, а о ветеранах. Ведь они за нас воевали, и их так немного осталось. Иначе чем мы лучше Диоклетиана?



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/05/04_georgy.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments