lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

Category:

Сценарии 2011-2015

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/03/14.html

1 марта 2015 года в моей жизни случилось любопытное событие: на экраны телеканала «Дисней» вышла первая серия третьего сезона мультсериала «Новаторы» — сезона, в разработке которого участвовал и я. Сегодня этот маленький пятиминутный мультик — единственное произведение по моим сценариям за последние пять лет, которое дошло до зрителя1.

Человеку, далекому от киноиндустрии, трудно поверить, что сценарий является самой первой и самой дешевой ступенькой проекта, поэтому сценарии принято считать разменной монетой в творческих поисках и беседах с инвесторами. Подавляющее большинство проектов до зрителя не доходят никогда по самым разным причинам, иногда смешным. Пробившись на экран, проект может неожиданно «выстрелить» — скажем, «Ночной дозор», который принято считать образцом удачи и высоких кассовых сборов, был экранизирован лишь с третьей попытки, а прочие экранизации того же автора до сих пор не вышли на экраны. Полагаю, это не в России, а во всем мире так. Иными словами, 5 лет без выхода на экран — это вполне нормально. Я знаю немало отличных сценаристов, чьи работы не выходят и по 10 лет. Кроме того, я оказался сценаристом довольно капризным: ведь я прибыл в сценаристику из книжной фантастики, где надо мной сроду не было ни начальников, ни заказчиков с требованиями, ни вообще кого-либо, кто сует нос в мою работу (кроме корректора опечаток). Поэтому брался только за те сценарные проекты, где автору разрешалось участвовать в разработке самой идеи или хотя бы персонажей. Да еще придирчиво выбирал тематику, предпочитая фантастику и юмор. В результате мимо меня шли и до сих пор идут все самые хлебные для сценариста заказы — типа подключиться к работе над 167-й серией криминального телесериала «Менты быстрого реагирования».

Но чтобы вы не думали, что я у вас все эти годы бездельничал, я сейчас пробегусь по архивам на рабочем компе и вкратце перечислю2 всё, над чем работал.

СЕРИАЛЫ И ПОЛНЫЕ МЕТРЫ

— Первый сезон юмористического сериала о трех немолодых женщинах. Писали вдвоем с Ольгой под рабочим названием «Сучий дом». Которое, понятно, скрывали от заказчиков. С заказчиком оказалось работать необычайно трудно: любой креатив решительно отметался, а замечания становились всё неожиданней. Венцом стала фраза редактора: «женщина не может согласиться на свидание с парикмахером — заменить на шофера такси!» На этом работу пришлось прекратить. Хотя там было множество смешных историй и персонажей (особенно второстепенных, которых редактор давил меньше), и мы время от времени используем обломки того креатива для других проектов.

— Юмористический сериал про шпионов. Это был веселый проект с изрядной долей условности и абсурда. Заказчики с канала требовали больше героев и шуток на национальную тему, я написал сюжеты на 20 серий, наполнив их скетчами о приключениях самых разных шпионов: американский, армянский, израильский, монгольский, эстонский... В качестве пилотной серии заказчики выбрали приключения грузинского шпиона. В итоге сериал был закрыт сразу и без объяснений. До меня дошел лишь слух: пока я три месяца выполнял пожелания канала о шутках на национальную тему, там сменился программный директор, и новый (по фамилии Телевидзе), увидев пилот про грузина, закрыл проект с резолюцией «эта нэ смэшно!»

— Первый сезон юмористически-детективного сериала о психиатре, который вынужден вести расследование. Работали вдвоем с Ольгой, получилось интересно. Разработка сейчас где-то лежит в студийных канцеляриях. Но еще года не прошло, поэтому рано говорить, что проект похоронен — а вдруг да пойдет в производство?

— Полнометражный анимационный фильм с рабочим названием «Буратино вместо Чипполино». Работали в соавторстве с Ольгой почти полгода. Смысл идеи рассказывать не буду, но в итоге родился большой драматический сюжет со множеством сказочных судеб, где присутствовали и юмор, и сказка, и дружба, и любовь Буратино и Покемоши, и ненавязчивая, но добрая христианская мораль. Потом выяснилось, что проект и не планировался к реализации: студия заказала сценарную разработку просто чтобы выбить под это деньги и закрыть дыры в бюджетах своих остальных проектов. С правообладателями Буратино они даже не связывались (хотя нам рассказывали, что правообладателям понравился синопсис и права на персонажа получены). В итоге студия кажется разорилась.

— Юмористический мультсериал про роботов. Несколько месяцев пятеро сценаристов разрабатывали персонажей, сюжетные линии и сценарии в диалогах для всего первого сезона. Дело осложнялось тем, что сверху постоянно приходили указания Главного. Например, моим основным персонажем был робот-сектант, плут и обжора. Но когда сценки про его робото-секту были закончены, пришла команда «чуть-чуть» изменить образ на офисного робота-менеджера. Сценарии полетели в корзину, взамен были написаны истории про менеджера, но пришла команда «чуть-чуть» изменить менеджера на бестолкового робота-практиканта. Наконец все было готово. Тогда состоялась личная встреча сценарной команды с Главным, которому вручили пухлую папку с полной разработкой сезона. Материалы Главный явно не читал, поэтому ткнул в обложку и спросил, отчего у роботов вместо головы утюг, а вместо носа — лампочка? Ответа у сценаристов не нашлось, потому что эскиз нарисовал художник где-то в недрах департамента дизайна. Я предложил попросить художника переделать эскиз, пока не стартовала анимация, но Главный ответил, что художник свою работу сделал, а вот от сценариев требуется достоверность. Он выкинул папку в корзину и прямо тут же принялся сочинять историю о том, как роботы с нормальными головами крали у людей утюги и лампы, чтобы построить других роботов с утюгами и лампами вместо голов... Время от времени он оглядывал нас и спрашивал, почему мы не записываем. Мы бы, может, и записывали, но оплачивать работу по полной переделке сериала Главный отказался. На этом сериал закончился.

— Полнометражный фильм-сказка «Шапка-невидимка» для русского Диснея. Писали вдвоем с Ольгой, получилось смешно и увлекательно. Правда в разгар работы выяснилось, что мы неправильно поняли заказчиков: будет вовсе не мультфильм, а детское кино с живыми актерами. Что превращало все безобидные мультяшные сцены типа танца скелетов в серьезный документальный ад. А также пришлось умерить фантазию, чтобы сохранить жизнь и здоровье департаменту компьютерной графики. В общем, вовремя перестроились и в итоге написали фильм. Сценарий понравился, но потом что-то изменилось в планах у руководства, и Дисней передумал снимать детское кино в России. Впрочем, гонорар заплатили в полной мере, что для отмененных проектов вообще редкость: бывает, сценаристам даже после выхода на экраны пытаются не заплатить обещанное. Свою часть гонорара я планировал потратить на покупку параплана с мотором и прочим оборудованием, и поездку в горы на обучение. Но за день до поездки сломал шейку бедра на сигвее, поэтому все деньги ушли на операции, имплантанты, лекарства и восстановительное лежание дома без работы в последующие месяцы.

— Детский мультсериал про приключения говорящих бобов. Что-то писал, но что-то не заладилось.

— Ну вот, «Новаторы», 3-й сезон. Мне с самого начала очень понравился это интересный образовательный мультик, которые делает студия одного очень хорошего человека — фактически на его деньги. Я подключился к 3 сезону, и мы с другими авторами продумали историю большого приключения в эпизодах на 26 серий, где будут встречи с самыми разными изобретениями в истории Земли, которые создали наш современный мир. Из чистого суеверия я почему-то уверен, что этот сезон не дойдет до конца. Но по крайней мере первый мультик нового сезона состоялся.

— И еще пара мультсериалов для малышей «Карандаши» и «Лесные друзья», где в команде авторов я работаю сейчас. Есть небольшой шанс, что они когда-нибудь выйдут.

— Отдельной строкой я должен упомянуть документальное кино про судьбу композитора. Этот проект, слегка подвисший в ожидании дальнейших указаний, все-таки двигается. Вот он мне дороже всего остального, потому что очень смешной и связан с прекрасными людьми, которых я высоко уважаю. Все-таки надеюсь, что здесь что-то получится: ведь сама мысль о том, что такое может выйти на экран, уже вызывает смех.

— И отдельно надо упомянуть театральный сценарий «Жизнь IT», который все-таки увидел своего зрителя, хотя задумывался как постановка для любительского театра сотрудников крупной корпорации. По сути это 3-часовой смешной спектакль в стихах — о разработчиках крупной IT-фирмы, которые по заказу военного ведомства создали искусственный интеллект, но в день сдачи прибор отказался работать, поэтому в корпус пришлось лезть главному менеджеру, и как команде в итоге удалось спасти и его и ситуацию, да еще совершить подвиг. Но где и как вы это смогли бы увидеть — на этот вопрос я не знаю ответа.

ЗАЯВКИ

Заявки в сценаристике — отдельная работа. Заявка отличается тем, что ее, во-первых, заведомо не принято оплачивать. Потому что заказчик просил написать заявку сразу кучу авторов параллельно — чтобы потом выбрать лучшую. Иногда снимать ничего не планируют, просто нужно «сформировать пакет заявок» и под него попытаться выбить деньги у инвесторов. Во-вторых, как правило, жанр диктует клиент — дает вводную, иногда референс (Леонид, вы же наверняка смотрели американскую комедию «Картель пилотов»? Нам надо такое же, только где-нибудь в Сочи!) Но сценарист в итоге должен полностью придумать и героев, и сюжет, и как бы мысленно просмотреть весь фильм. От того, что заявка должна занимать всего две странички, эта работа не становится проще. Поэтому заявки я писал неохотно, но все-таки писал:

— Какая-то фантастика про метеорит.
— Какая-то комедия про машину времени и дискотеки 1980-х.
— Какая-то обработка деревенского фэнтези.
— Пара заявок про гламурную столичную девушку, попавшую в глушь, где перевоспиталась и встретила любовь.
— Заявки каких-то сказочных скетчей.
— Заявка на серию детективного сериала про московских сыщиков — русского и почему-то негра.
— Заявка по сборнику новелл про инопланетян, притворившихся людьми для их изучения.
— Заявка с разработкой героев и сюжетов космического сериала в жанре «Стартрека».
— Какой-то рыцарский сериал.
— Заявка для киевской студии по современной экранизации украинской народной сказки.
— Заявка на полнометражный фильм про мужика, вынужденного стать няней.
— Три заявки на комедию: про двойника известного актера; про Емелю и Антищуку (которая требовала, а не выполняла желания); про школу Суперменов в Воронеже.
— Пара заявок приключенческой комедии про автогонщиков. Пара — потому что заказчик требовал заявку к выходным, но ушел в недосягаемость и не мог ответить на простые вопросы: что за гонка, где происходит, и кто мыслится в ролях. Когда была готова веселая приключенческая комедия об автогонке Москва-Владивосток с молодым раздолбаем-неунывайкой на «Ладе», за час до сдачи заказчик вдруг вышел на связь и сообщил, что гонка, разумеется, на грузовиках, проходит, разумеется, в Африке, а в главной роли — разумеется, Олег Тактаров. Я полез гуглить и выяснил, что это такой шкаф, чемпион по боям без правил, который ни разу не снимался в комедиях, а играет сплошь бандитов и ментов. Причем, в мире не найдется другого актера, чье лицо больше напоминает грузовик (прости, Дольф Лундгрен). Грех было не использовать это удивительное портретное сходство, и я написал вторую заявку — про разгневанного африканского колдуна, который превратил «КАМАЗ» в человека, что не помешало тому выиграть гонку. А что еще с такими заказчиками делать?


АВТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

Навязать заказчику собственный полностью авторский проект по своей идее — задача почти нереальная. Поэтому сочинять такое по своей воле и не хочется. Но на этот счет у меня есть папка, в которой:

— Юмористический детективный телесериал «Шейла», где следствие ведет частное детективное агентство, состоящее из двух юных девушек и маленькой собачки декоративной породы. Одна девчонка от природы гениальный сыщик, другая — её верный помощник и телохранитель. Никаких убийств, никаких уголовников, никакой кровищи за гаражами и стрельбы — только погони на трамвае, проникновения в офис через заброшенный дымоход, умелая провокация преступника, психологические ловушки и драка на зонтиках. То есть, чисто викторианская сказка в современной интернет-Москве: промышленный шпионаж, таинственное ограбление галереи, ревнивый олигарх, проигравшийся на Форексе менеджер-растратчик и певец, мечтающий убрать с Ютуба компрометирующие фотки. Разумеется, уже три года снимать такое желающих нет.

— Готовый сценарий детского анимационного полного метра про космос, и вы догадываетесь, какой.

— Полнометражная приключенческая комедия об изобретателе прибора, который приносил владельцу самую неожиданную удачу целый день, зато следом наступал день катастрофических неудач, перечеркивающих все то, что произошло накануне: влюбленная фотомодель, давшая свой телефончик, оказывалась трансвеститом, подаренный незнакомцем «Мерседес» числится в угоне у британского посла, а банк, куда волшебно удалось устроиться на должность финансового директора, оказывался на грани дефолта, а финдиректор — в поле зрения прокуратуры. Спасти героя могло лишь повторное включение прибора, но за ним наступал новый день расплаты. Но даже несмотря на любопытную идею, место действия в России, очевидный патриотизм и хороший позитив с моралью в конце, желающих такое снимать нет.

PS: Если кто-то вдруг решил, будто я жалуюсь — убедительно прошу не переносить на меня свои рабочие комплексы. Я вполне доволен: работа идет, деньги по разным проектам капают. А что нет ничего на экранах — так это не моя проблема. До 2001 года я пять лет писал всякие разные фантастические повести и рассказы, но их не издавали, и я относился к этому философски. А потом вдруг начали издавать, и в последующие годы вышло 10 книжек — и те рассказы, и новые. Я заранее знал, что так и будет, поэтому до определенного момента мне было даже приятно отвечать всем, что публикаций у меня нет ни единой (слегка умалчивая о журнальных и прочих). Аналогично и к воплям разнообразным злопыхателей «говно и бездарность, поделом тебе» я совершенно равнодушен — иначе бы не стал писать подобный пост, предпочитая строить вид перед читателями и заказчиками, будто я суперкрутой сценарист. Но мне реально пофиг. Ведь принцип простой: надо работать, делать работу хорошо, заниматься только тем, что интересно, и ни о чем остальном не париться.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2015/03/14.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments