lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

Categories:

Музей маяков в Кронштадте

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2021/01/03

Давно хотел рассказать про музей маяков в моем любимом, но очень холодном Кронштадте. Находится он в форте Константин. Там Петр Первый прорубил окно в Европу и хорошо его оборудовал, чтобы никто не залез.

Сам форт представляет собой сейчас пустые, заброшенные, хоть местами отреставрированные коридоры. Там наверно интересно играть в прятки или квесты, но по большому счету делать там нечего.

Там даже никакого оборудования нет, оставшегося от тех времен, когда здесь был важный военный гарнизон с пушками. Лишь изредка торчат из стен странные крепления:

То ли дело музей маяков! Там тепло, уютно, приветливые девушки-экскурсоводы и огромная коллекция маячного оборудования.

И вообще разного корабельного оборудования. Вот например этот АР2-Д2 использовался в доGPSные времена.

А вот это — доисторический принтер с предустановленым шрифтом. После заправки чернилами (или если приспособить авторучку) он может печатать от руки вполне красивыми буквами:

Но главное тут конечно — маяки, потому что музея такого другого нет. Маяк — штука важная и жизненно необходимая для мореплавания. Днем маяк виден издалека как башня для ориентира — все маяки делают разными по дизайну, чтобы капитан сразу понял, в Панаме он или на Волге. В наших краях маяки традиционно красят в красный и белый цвет чтобы был заметен на фоне зелени и леса. В Белоруссии, я так понимаю, маяки скоро перекрасят. А что делать ночью? Ночью маяк должен светить. Как и бортовые огни кораблей. Удивительно, но вплоть до середины прошлого века использовался керосин.

Если попросить, огни для вас даже зажгут:

Следующая эпоха маяков — маяки газовые. Здесь светился горящий газ. Продолжалось это — вы не поверите! — до 1960-1970 года минимум. Электрической лампе накаливания уже исполнилось 100 лет. Люминесцентные трубки уже много лет светили с потолков в школах, детсадах и учреждениях. Да что там неоновые трубки, полупроводниковые светодиоды были разработаны именно в это время — правда, пока слабые и далеко не белого свечения. Но на многих маяках все еще горел газ, а специальная система трубок, клапанов и нагревателей обеспечивала положенный каждому маяку интервал вспыхивания основной горелки от запальника:

Интервал вспышек маяка — вообще штука тонкая, ведь он должен быть у каждого свой, и строго соблюдаться. Вот, например, регулятор электрического маяка из переделанных кабинетных часов: от одной из шестеренок вращалось специально выпиленное пластиковое колесо с засечками, которе через нужные промежутки времени замыкало нужные контакты. Конструкция выглядела так:

А это зеркало-рефлектор для направленного маяка (по-моему газового):

А это цветные стекла для фонарей — красного:

И синего (или зеленого?):

Отдельная проблема маяка — замена сгоревшей лампы. Потому что это не просто: смотритель должен оказаться рядом, полезть на башню, разобрать колпак и заменить лампу. Но это еще и простой в работе. Поэтому маяки стали оборудовать устройствами автоматической замены ламп:

Это — переносной военный маяк. Складывается в небольшой чемоданчик, разворачивается на четырехметровой штанге. Интересен лично мне он своими выключателями со светящимися наконечниками — радиоактивными солями радия. Как я жалею, что когда-то поддался на уговоры паникующих членов семьи и сдал свою коллекцию таких выключателей в штаб Гражданской обороны. Где теперь таких найти — не знаю. Для здоровья безопасны, несмотря на ярко выраженную радиоактивность:

Одно из главных изобретений той маячной эпохи — линза Френеля. Есть разные теории, кто первым придумал этот принцип, но французский физик и инженер Огюстен Жан Френель первым изготовил многокомпонентную линзу именно для использования на маяках. Смысл прост: для создания правильного света вам понадобится линза. А линза для маяка такого размера — это огромная толща стекла, невероятно тяжелая и сложная в изготовлении. Но смысл в том, что вовсе не нужно отливать из стекла громадную кочку с непрерывной поверхностью — вполне достаточно с помощью сегментов изобразить ту же самую форму самой поверхности, но без всего массива стекла, что под ней! Да, линза выйдет не идеальной, на ней будут круги-полосы. Но это же не очки и не телескоп. Для маяка это совершенно не важно. Французская линза, изготовленная для российского маяка, ей больше 100 лет:

Линзы Френеля стали делать не обязательно в форме линзы — это могла быть, например, пирамидка или башенка:

В панорамных линзах делали дверцу, через которую можно менять лампу или чистить от пыли и копоти (напомним, было много газовых маяков). На фотке линзу разглядывает Мария Людвиговна — кстати, дочь оптика, успевшая в детстве даже немножко поработать, помогая маме, на заводе ЛОМО. Наметанным глазом она замечает в толще стекла микроскопические пузырьки брака, которых мы обычно не видим:

В музее большое количество оборудования, не всегда даже ясно, от какого маяка. Вот это — явно что-то трофейное немецкое:

Самая большая гордость музея — громадная, чуть ли не трехметровая линза Френеля, которая чудом сохранилась где-то на складах: после модернизации маяка ее должны быть разбить и вывезти, но просто стало лень возиться с такой тяжеленной дурой, поэтому ее оставили на задворках, и недавно нашли, отмыли и отреставрировали:

А еще в музее можно написать друзьям открытку с картинками маяков и тут же отправить:

Сайт музея: https://kronfort.com/mayak/



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2021/01/03
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments