lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

Category:

КИНО: «Неадекватные люди 2»

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/12/10

Простите, что давно толком не появлялся в дневнике, а лишь что-то разруливал урывками. Сейчас отоспался и пишу. Жизнь невероятно ускорилась в последнюю неделю, а организм почему-то решил, что спать ему достаточно 3-5 часов и начал просыпаться строго в 3 ночи. Я научился не переживать, а поить организм кофе и сажать писать книгу. В остальное время удлинившиеся дни стали насыщенные — кажется, еще вчера мы в Питере пили глинтвейн с ЧГКшниками и запускали шар с пожеланием в небо, потом смешались в кучу работа, выпавшая пломба и стоматолог, потом мы пьем чай и коньяк с Георгием Мажугой и обсуждаем, как оцифровать старые видеокассеты личной камеры Бориса Стругацкого по просьбе родных, потом двухэтажный поезд в Москву, где поспать не удалось почему-то тоже совсем, а по прибытии поезда наступает совсем уже длинный день в Москве, наполненный поездками по делам родственников с попытками хоть час поспать в припаркованной машине, потом миллион совсем уже сумасшедших дел — то я смотрел из окна небоскреба Сити, то вел переговоры с Арабскими Эмиратами о сценариях, то занимался совсем уже опасным, но спасительным медицинским аферизмом, да будут благословенны мои добрые друзья во веки веков. Но самым прекрасным выдался вечер этого длинного дня — 9 декабря в кинотеатре Октябрь состоялась премьера нового фильма Романа Каримова «Неадекватные люди 2». Куда я попал по приглашению продюсера Михаила Кукушкина (это отдельно прекрасный человек и режиссер, я как-то писал о его фильме «Дар»), за что ему огромное спасибо. А составила мне компанию богическая Юля Немировская. Надо сказать, что премьера фильма в пандемию — это отдельный квест. Мороз, все назначенные сроки сбора гостей давно прошли, но огромный хвост очереди стоит к служебному входу. Обычного входа нет. Потому что нет обычных зрителей. Зал разрешили наполнить только на 25%, поэтому тут все по тайным спискам и приглашениям. Процесс входа в здание, измерение температуры и борьба за маски, поиск имен в списках на пригласительные — все это настолько сложно, что очередь терпеливо двигается по сантиметру. Внутри кинотеатра тоже все необычно: умывальники и писсуары в туалете закрыты табличками «Я не работаю для вашей безопасности» — отличная отмазка в беседе с работодателями, берем на вооружение! А главными распорядителями везде стали охранники, как накануне заметил Мажуга. Именно они в пандемию чувствуют себя королями. Охранники бдительно следят за порядком, проверяют маски и иногда даже запрещают делать селфи, но мы все равно делали:

Наконец мероприятие все же началось, на сцену вышла вся толпа создателей фильма и режиссер Рома Каримов. Это была самая смешная и странная речь режиссера, что я слышал. Она состояла из дружеских экспромтов и полного неофициоза. Рома называл имена создателей фильма выборочно — вот Маша, вот Саша, а вот он костюмы нам делал, а продюсеров наших вообще называть не буду, их много, ну их... О своем фильме Рома сказал совсем загадочно: он будет не похож на первый и создан из фрагментов, суть которых станет понятна в конце... А уже сойдя со сцены в зал, вспомнил и крикнул без микрофона: еще у нас был композитор, композитора я забыл назвать! После чего начался фильм.

Вообще, кто не знает, Роман Каримов — это самый яркий, самый талантливый и самый интересный молодой режиссер России. Он не снимает блокбастеров и сериалов, он занимается чистым авторским кино. Не в том смысле авторским, что снято непрофессионалами в гараже за донат, а в смысле — свой собственный стиль и почерк.

Сценарии Каримов пишет сам, и получается тот удивительный сплав сценария и режиссерской картинки, который очень трудно получить, когда сценарист и режиссер разные люди. Работает Каримов удивительно простыми художественными средствами — ему не нужны спецэффекты, взрывы, фантастические локации и будоражащие воображение обывателя сюжетные синопсисы, после которых зрителю захочется побежать в кино и узнать, чем закончилась схватка очередных носорогов-инопланетян с главарем картеля, чья дочь спецагент-мутант... Да что там блокбастеры, даже знаменитый рязановский «Ирония судьбы» строился на яркой интриге, когда герой попал в другой город, а думает, что в свою квартиру. У Каримова не бывает заманчиво сформулированных интриг. Если попросить пересказать сюжет любого его фильма, ничего внятного в двух словах зритель не расскажет. Это как с фильмом Тома Тыквера «Lola Rennt» — фильм про девушку, которая весь фильм бежит по Берлину, решая проблемы своего парня, вот и вся интрига синопсиса. Пересказ сюжета не имеет вообще ничего общего с фильмом. Герои Каримова — простые современные люди, живущие в обычных квартирах, ходящие в магазины и офисы, и между ними возникают отношения — без убийств, без волшебных совпадений, без фантастики и роялей в кустах. Даже по лицу никто никого не бьет. Вообще у Каримова не бывает злодеев, нет ярких отрицательных персонажей — они ему не нужны, он умеет выразить идею без этих инструментов. Но именно в этой простоте обнажается удивительная жизненная глубина, жестокость ситуаций и удивительно добрый юмор Каримова. Как он делает это волшебство — загадка.

Еще во всех его фильмах блестяще и очень естественно играют актеры. То ли ему как-то удается найти самых талантливых актеров среди звезд и совсем неизвестных, то ли каким-то образом он умудряется на площадке настолько точно объяснить им, чего хочет получить в каждом из эпизодов. Да что актеры, у него в кадре начинает говорить почти человеческим языком даже разъяренная кофеварка, выражая эмоцию эпизода лучше актера. Прекрасен монтаж. Это абсолютно современный, динамичный, очень яркий монтаж. Я заметил, например, в фильме один кадр, который длился всего полторы секунды — съемка дороги с воздуха, всего полторы секунды, нигде больше в фильме съемка с воздуха не повторялась, а ведь ради этих полутора секунд он ее делал... Короче, кто смотрел фильмы Каримова, тот понимает, о чем я.

«Неадекватные люди 2» не имеет ничего общего с тем нашумевшим (и одновременно недооцененным) фильмом «Неадекватные люди». Да, он рассказывает о том, как сложилась дальнейшая судьба этой самой пары. Но на этом сходство заканчивается. Если первый фильм был смешной и доброй сказкой, полной юмора, то здесь юмор уступил место сильной и жестокой правде жизни и отношений. Такой правде, по сравнению с которой и вся советская классика от «Иронии судьбы» до «Москва слезам не верит» и все современное кино типа «Аритмии» кажутся добрыми сказками со счастливым финалом.

Фактически «Неадекватные люди 2» — это очень взрослая правдивая драма о любви, карьере, дружбе, но за карамельной легкостью с небольшим юмором кроется безжалостная идея о том, что для отношений людям мало совпадать во взглядах и химии, а нужно совпасть по времени в одной точке своего развития, и дальше ухитряться развиваться параллельно. А друзья — предадут. Хотя не этого хотели. И близкие — предадут. Но предатели отношений будут наказаны жизнью. И не найдут покоя. Хотя они все тоже очень хорошие люди и не заслуживают наказаний.

В общем, фильм удивительно глубокий, светлый, но одновременно жестокий, грустный, взрослый, и мне его еще предстоит до конца осмыслить. Идет он в открытом прокате в кинотеатрах России с завтрашнего дня, и я категорически советую его посмотреть. Это очень сильный фильм. Он не такой смешной, как первый, но на порядок глубже и полезнее.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/12/10
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments