lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

Category:

Русский хипхоп: анализ мазка

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/11/22_1

Когда в машине магнитола находит «Наше радио», оно почему-то играет весь репертуар 2000 года, за 20 лет там не добавилось ни одного нового имени к обойме музыкантов конца 90-х. Остальные радиостанции гонят откровенную попсу и мусор. Впору задуматься, может, я пропустил какой-то рождающийся жанр, которым заслушивается молодежь? Решил ознакомиться с современными мастерами русского хипхопа. Или как выражается в таких случаях Шестаков, произвести анализ мазка. Нагуглил топовых имен и послушал по паре треков Моргенштерна, Элджея, Макса Коржа, Егора Крида и прочих современных. Всяких тимати слушать побрезговал, как обычно, да Каста дряхлые старики уже, считай.

Что могу сказать?

Во-первых, жанр, в котором вышеперечисленные работают, это на удивление по всем признакам называется словом «попса». То есть буквально: классическая плясовая попса под коктейльчик. Да и тексты — это тексты весеннего дрозда, зазывающего самочек, либо пребывающего в унынии, что их нет. Категория попсы никак не зависит от жанра — попса бывает и в симфонической музыке, и у лесных бардов. У нас в детстве, когда рок-музыкант начинал играть такими звуками и петь в таком стиле и на такую тематику, всегда говорили — всё, это не рок, ушел в попсу.

По атрибутике здесь — чаще всего заимствованная у негров гангста-тема: пистолеты, пачки денег, разбитые тачки, дворовые разборки. Конечно, у каждого свой уклон: мне показалось, что Егор Крид больше поет про телок, которых надо бы подснять в клубе, Элджей часто топит за подростковую депрессию («А что мне еще остается»), а Моргенштерн до смешного зациклен на теме денег, словно родился в нищей семье, — почти в каждом клипе швыряет купюры в камеру, прямо как старшеклассница осенние листья ради селфи.

По методам раскрутки — ребяты, у меня для вас плохие новости: шум явно искусственный. По той простой причине, что в Ютубе основная часть материалов связана не с песнями, а с событиями вокруг. На ключевое слово вываливается не клип, а туча его обзоров или роликов «как мы снимали клип». Что, как мы понимаем, во все времена было не признаком музыкантов, которых народ ценит за их музыку. Есть и ещё одна классическая фича — бесконечное взаимное френдование. Редкий клип обходится без приглашения друга того же ранга, с которым поют вместе. Что тоже четкий признак искусственного шума. Попробуйте для контраста набрать в Ютубе имя исполнителя, сроду не дававшего ни копейки на свою раскрутку. Не знаю, наберите «Земфира» или «Сплин» — вы получите длинную простыню залайканных народом клипов и записей с концертов, а вовсе не тонны залайканных видеообзоров о том, как Сплин дал интервью на вечеринке, как снимал клип, и какого БГ выписал спеть себе припев.

По вокалу — все они поют на мой взгляд совсем не хипхоп, каким он мне всегда представлялся. Выводят голосами какие-то сильно сэпмлированные распевки под простые мелодические заходы — ровно так же, как это было модно среди попсы девяностых, никак не относящейся к хипхопу. Если бы какой-нибудь богом забытый (сразу после отбивки денег на раскрутку) Влад Сташевский из девяностых вдруг перемешал местами слова в своих фразах, чтобы ритм стал рваный, то это бы получилось ровно то, что сейчас поют Моргенштерны, Криды и Коржи.

Некоторые имена, впрочем, выбиваются из этого ряда.

Например, Нойз МС верен классической школе хипхопа по стилю и пытается заниматься какой-то проблематикой, иногда даже социальной. Но он из старых, это такой классический рок-музынт от хипхопа. Как, разумеется, и Вася Обломов, но его по понятным причинам я здесь не обсуждаю.

В поэтическом и художественном плане, конечно, выше всех стоит Оксимирон. Он здесь скорее бард от хипхопа в хорошем смысле этого слова — у него глубокие сложные тексты, харизма исполнения искренняя, а не гримасы напоказ с тачками и баксами, и он реально читает хипхоп, а не отвлекается на пропевку голосом танцевальных мелодий.

Какие выводы я для себя сделал:

1. Новых жанров не обнаружено. Все жанры старые, все живут по старым законам. Как и всюду, в хипхопе очень большой процент попсы и искусственно раскручиваемых проектов. Возможно, даже слишком большой. Боюсь, через пять лет никто не вспомнит и половины этих «звезд».

2. Новых поджанров, заходов и идей я тоже пока не обнаружил. В основном подражание старым добрым неграм и попытка косплеить иностранные тренды средствами провинциальной дискотеки. Импортозамещение для дворовой гопоты, не знающей английского.

3. Если у меня будет время, надо внимательней послушать Оксимирона, а лучше — почитать буквами его тексты.

Рядовой Каганов обзор русского хипхопа закончил. Разрешите идти?



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/11/22_1
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments