Это Пекин, столица Китая. Это станция метро, каких в Пекине много. Перед станцией — навечно вкопанные в мостовую неразборные железные рамы, при помощи которых огромную толпу удается выстроить змейкой и упорядочить. Сейчас толпы нет — время не то. Но в будние дни, когда жители китайской столицы толпами едут на работу, у каждой станции метро выстраиваются огромные очереди.
Почему же на вход в метро такие очереди? А потому что каждого человека досматривают. Не выборочно, как в Москве — «молодой человек, нет, не вы, вот вы — будьте добры, ваш рюкзачок на рентген?» И не звенящая рамка «выложите ключи и пройдите снова» В Пекине на входе в метро осматривают каждого по несколько минут — тут и звенящая рамка, и рентгены, и столы для досмотра содержимого каждой сумки и рюкзачка, а если вдруг найдется бутылочка с недопитой водой, ее непременно засунут в химический анализатор.
Я немного удивлен и спрашиваю нашего сопровождающего, которого мы в шутку называли товарищем майором: зачем же Пекину настолько суровые меры? Мы ведь знаем, что по уровню преступности Пекин — один из самых спокойных городов мира. Китайцы — нация спокойная, дисциплинированная, не агрессивная и не склонная к уличным беспорядкам. Мы знаем, что в Нью-Йорке были теракты, в Париже были теракты, в Лондоне были теракты, у нас в Москве были очень серьезные теракты и взрывы в метро — но в этих городах нигде нет километровых очередей в метро с полным досмотром. Тогда зачем же это в Пекине — городе, где никогда не было ни одного теракта с человеческими жертвами?
Гид отвечает, что были теракты и в Пекине, очень опасные, с человеческими жертвами! И начинает рассказывать про зловещую секту Фалуньгун, запрещенную в Китае. Как преступные члены этой секты повадились проносить в баночке бензин, выходить на главную площадь и поджигать себя, что по всем признакам следует считать очень опасным терактом с человеческими жертвами... Гид также рассказывает, какие виртуозные психотехнологии применяют спецслужбы Китая для выявления членов этой опаснейшей секты, проповедующей дыхательную гимнастику, духовное совершенствование и сомнение в компартии. Оказывается, выявить членов преступной секты несложно. Группы специального реагирования окружают большое количество людей и выпускают их по одному, строго спрашивая каждого: а не является ли он последователем запрещенной секты Фалуньгун? Дело в том, что духовное учение Фалуньгун настолько безнравственно и опасно, что один из его главных принципов — полный отказ от лжи. Поэтому все последователи Фалуньгун сыпятся на этом хитрозаданном вопросе...
Честно сказать, я человек туповатый и умом недалекий, поэтому даже после всех этих подробных объяснений мне остался не до конца понятен смысл очередей на досмотр при входе в пекинское метро. И на следующий день я задал тот же вопрос своему товарищу, давно живущему в Пекине. И он объяснил проще.
Нет, разумеется, никаких терактов в Пекине сроду не было. И даже отчаявшиеся последователи гонимых сект, которые время от времени пытаются себя поджечь, тоже властями всерьез никогда не рассматривались. И никаких рамок на входе в метро Пекина тоже никогда не бывало. Но однажды в город пришло большое событие — Летняя Олимпиада в Пекине 2008. Важное событие потребовало важных мер безопасности — а вдруг и впрямь произойдет какой-нибудь теракт или самосожжение на глазах иностранных корреспондентов? Поэтому на время олимпиады были созданы силовые структуры, проведена подготовка и обучение персонала, разработаны принципы досмотра, установлено сложное электронное оборудование. Так на входе в метро появились очереди, рамки, столы для досмотра содержимого сумок и анализаторы бутылочек с жидкостью, которая может оказаться бензином для самосожжения на сакральной площади, имеющей беспокойную историю и красивое имя Тяньаньмэнь (в переводе — «врата небесного спокойствия»).
В общем, благодаря этим вовремя принятым мерам Олимпиаду в Пекине 2008 удалось провести без инцидентов, происшествий и провокаций. Но потом Олимпиада закончилась. И встал вопрос: а куда теперь всё это девать? Все эти спешно созданные подразделения, ведомства, десятки тысяч обученных сотрудников, оборудование, технологии, столы, рамки, барьеры, общественные привычки выходить из дома на час раньше... Ну не выкидывать же? И не оставлять же стольких людей без работы? Поэтому цирк уехал, а система досмотра при входе в метро Пекина осталась.
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: https://lleo.me/dnevnik/2020/04/15_1