lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

ФИДО: записи Овёс-концертов 1997, 1999

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2019/03/12

Команда интересных людей (просили себя не называть) в рамках проекта (просили пока не говорить) интересовалась историей интернета в России и брала интервью у разных людей, заставших раннюю эпоху. Волшебным результатом нашего с ними знакомства стала найденная под диваном коробка с оригиналами VHS-кассет. Которые могли пригодиться, а могли и не пригодиться, но эти добрые люди их мне наконец оцифровали на профессиональной технике.

Это съемки фидошных ОВЕС-концертов, которые мы проводили в девяностых годах как финалы литературных конкурсов конференции OBEC.PACTET — в 1997 и 1999 году. Это была удивительная каша из топора, заваренная на чистом энтузиазме. Привожу ссылки, это два многочасовых мероприятия:

1997: ОВЕС-концерт 28 февраля 1997 года ДК Горного


1999: ОВЕС-концерт в зале Губкинского института

Интернета в те годы особо ни у кого не было, была сеть ФИДО — некоммерческая самодельная организация, живущая за счет блестяще организованной системы перезвонки модемами по домашним или рабочим телефонным линиям. В ФИДО сидела вся прогрессивная молодежь и не только. В Фидо были Алекс Экслер (выступал на обоих концертах с юмористическими миниатюрами и пел), Сергей Лукьяненко (вручал призы со сцены как авторитетное жюри) и многие многие другие. Говорят, в ФИДО тех лет присутствовал и Борис Натанович Стругацкий под ником swans, но он был в Питере, так что наши мероприятия не посещал. Хотя наверняка слышал. Зато послушать концерт из зала приходил, например, Алексей Кортнев.

У меня в ФИДО была конференция OBEC.PACTET — литературная среда, где мы с единомышленниками упражнялись в литературных экспериментах, обсуждали тексты друг друга и проводили конкурсы. В то время для начинающего автора это была единственная возможность заниматься литературой, общаться с единомышленниками и показывать свои тексты читателям — так-то нас никто не печатал. Я и ныне туда что-то пописываю.

Рецепт праздника был прост: сначала объявлялся конкурс на лучший рассказ и общественным голосованием выбирались победители. Потом как-то само собой получалось, что если есть победители, их надо поздравить, вручить призы и грамоты. Но не в метро же? Это надо сделать торжественно, нужна многолюдная церемония. Но кому будет интересно глядеть, как кому-то вручают приз? Нужен концерт, шоу. С шоу проблем не было — в ФИДО существовало огромное множество талантливых людей, умеющих петь, читать стихи, разыгрывать смешные сценки и шутить — сейчас это называется словом стэндап. Я шел по всяким студенческим инстанциям и говорил, мол, мы молодежный литературный конкурс, нам нужен зал, дайте нам зал. В первый раз зал дал родной Горный институт. Зал был на 600 мест, но набилось в него 700 человек и висели на ушах. Поэтому второй раз я просил зал уже у Губкинского института на 1500 мест, туда набилось человек 800, и поэтому он даже казался слегка пустым. После «КОМТЕК» (ежегодная выставка компьютерной техники) это были самые масштабные мероприятия в истории российского ФИДО.

Краудфандинга не было, но сами собой появлялись фидошники, которые предлагали чем-то помочь или профинансировать призы или звук в зале (Адриан Крупчанский, Сережа Беркович и другие), вечная им благодарность. Я ехал на Митинский рынок — или еще Тушинский? — и покупал старую клавиатуру, мышь и защитный экран, была такая штука в те годы, считалась полезной. Покупки были не дешевыми по тем временам. Всё это разбиралось, чинилось, отмывалось до блеска содой, затем красилось золотой краской и собиралось вновь. Получались золотые призы, они блестели со сцены и кто-то из зала даже ахал «ого, настоящее золото!» — так рассказывала моя бабушка, пришедшая посмотреть из заднего ряда.

Сложнее было с выступающими, потому что выступить хотели все, и каждый просил себе как минимум полчаса. А времени было не более трех часов. Приходилось безжалостно отсеивать и резать, полагаясь на интуицию, и всё в последний момент. Порезал и себя: мы уже подготовили маленькую постановку «Вий-98», где Вия должен был сыграть сам Дима Завалишин, в то время координатор ФИДО. Но не было времени, до сих пор жалею, Дима был прекрасный Вий и картинно падал за кулисами.

Особенно много помогал в организации Алекс Смирнов, которого уже несколько лет нет с нами. Помимо прочего, он рисовал и печатал дипломы, а также делал видеосъемку и даже рисовал компьютерные заставки Овса — на втором видео. Хорошую VHS-видеокамеру в те годы найти было сложно, ее качество по нынешним временам было никакое, а уж о компьютерном монтаже слышали только в глубинах Останкино. Но зато сегодня, через два десятилетия, это уникальные исторические записи.

В общем, смотрите на это чудо — кусочек истории ФИДО 1997-1999. Спасибо всем, кто помогал это делать, спасибо всем, кто выступал, кто был в зале, и спасибо тем, кто сегодня это оцифровал.



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2019/03/12
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments