Как вы помните, я очень люблю промышленные объекты, где высокие профессионалы делают настоящее дело. Последний раз я писал о заводе электроники в Минске, а сегодня расскажу о фирме «Световые Технологии» и заводе электроники в Рязани, где мне довелось побывать. «Световые Технологии» — это блестящая история успеха российской фирмы. Двадцать лет назад она была создана двумя нашими соотечественниками (один как раз из Рязани, поэтому есть завод здесь), а еще два учредителя — это два индуса. Сегодня их проект — крупнейший в России производитель освещения:
https://www.ltcompany.com Продукция «Световых Технологий» знаменита не только в России, но идет на экспорт по СНГ, в Германию и другие страны Европы и мира. Заводы работают не только в России, но и в Индии, в Испании. Возникает вопрос: если это настолько знаменитая фирма, почему мы никогда не слышали про «Световые Технологии»? Ответ прост: компания занимается в основном промышленным освещением, а также офисным. Бытового света нет вообще. Есть свет декоративный, но его сегмент среди 9000 модификаций продукции не велик.
Но в основном светильники промышленные. Это, скажем, современные уличные светильники (то, что в народе называется фонарями). Мы наверняка их видели, просто не знали, что это они от «Световых Технологий».
Так выглядят светильники в сборе. Кстати, дизайн некоторых моделей в «Световых Технологиях» разрабатывался при участии лучших мировых промдизайнеров в области освещения — Дэвида Моргана и Сержа Корнелиссена.
Если у кого-то возникнет такой вопрос, сразу отвечу: нет, конечно сами светодиоды фирма не производит. В России светодиоды вообще не производит никто. Возможно, где-то есть линии по упаковке импортных светящихся кристаллов в корпуса светодиодов, но сами кристаллы сейчас в России точно нигде не производятся, по крайней мере в промышленных масштабах. Но это не имеет значения: пекарю тоже не нужно самому молоть муку, его мастерство вовсе не в этом.
«Световые Технологии» — это высокотехнологичное производство на самом высоком уровне. Здесь разрабатываются с нуля самые разные конструкции, самые сложные промышленные светильники. От дизайна до электроники почти всё — отечественная разработка.
Один из самых важных элементов — электроника. От схемы питания и качества ее исполнения зависит функциональность, надежность и срок службы светильников. Кстати, я измерял пульсометром «Lupin», есть ли пульсации у изделий завода — вообще нет, они менее 1%.
Обычно сперва появляется задача. Либо ее приносит заказчик (это может быть завод, стадион, торговый центр), либо задачу придумывают исходя из потребностей рынка. Потом начинается работа дизайнера. Потом, как водится, приходят электронщики, оптики, теплофизики, материаловеды, технологи и каждый начинает задумку дизайнера гнуть под свои потребности, но тот не сдается и придумывает все новые решения, помогающие сохранить эстетичный вид.
Интересный момент: некоторые образцы продукции мне показались по дизайну прекрасны, а некоторые, наоборот, старомодными: серые металлические ящики из стекла и нержавейки, собранные сваркой и обработанные по углам болгаркой... Скучно? Но это недоумение происходит чисто от непонимания задачи. Оказывается, например, что санитарные требования для светильников на некоторых объектах пищевой промышленности допускают только нержавейку и стекло. Никаких красок, никаких пластиков, никаких украшений. Промышленность.
Еще один интересный термин — «взрывозащищенный светильник». Сразу представляется такой светящийся чугунный танк, который уцелеет в ядерном Апокалипсисе и продолжит исправно освещать грустный мир после него. На самом же деле термин этот означает, что светильник не должен ничего взорвать сам. В том смысле, что если даже сам выйдет из строя, из него не вырвется ни искра, ни капля раскаленного пластика — ничего, что могло бы поджечь окружающие светильник газы, пары бензина на автозаправочной станции или горючую пыль на сахарном заводе. Нет, на снимке не он, просто выход:
Помимо цехов электроники, на заводе цех алюминиевого литья и цех металлообработки — корпуса завод тоже делает сам. Один из современных вариантов отвода тепла от кристаллов в фонарях — это цельные алюминиевые формы:
Сам алюминий завод не производит, но всё остальное делается здесь. Для начала создается форма для отливки алюминия:
Получившаяся деталь из этой формы выглядит так, похоже, это какой-то большой уличный фонарь:
Форма устанавливается в пресс, где под впечатляющим давлением заполняется жидким алюминием:
Алюминий плавится прямо здесь в печке, шестьсот с чем-то градусов:
Другая перспективная технология — лазерная резка. Хороший лазерный станок позволяет быстро и дешево получать из металлического листа детали самой причудливой конфигурации. Зачем мел, я, кстати, не понял. Как думаете, при чем тут мел?
Лазер режет быстро и с высокой точностью:
Неровности видны лишь при большом увеличении:
Зато можно вырезать любые штуки. Вот это, например, логотип «Световых Технологий»:
Потом металлические части ловко собираются:
Цех окраски:
Но это что касается металла. А тем временем основная работа все-таки происходит с электроникой:
Станки набирают из лент smd-компоненты, расставляют на плате и отправляют в паяльную печь пропекаться.
С конвейера выезжают готовые платы блоков питания или кластеры для световых панелей:
Но особенно интересна лаборатория при заводе, где проводятся самые испытания светильников и материалов. Вот испытание ударом:
Определенный груз с определенной силой ударяет по самым чувствительным местам плафона. Этот тип плафона по нормативу такой удар должен выдержать.
У фонаря уличного освещения другие проблемы: сильный ветер, град, шапка снега, превратившаяся в глыбу льда, — и это всё не должно погнуть фонарь или его крепление. Испытание при помощи груза (мешка с песком):
Речь здесь идет, понятное дело об испытаниях новой конструкции, а не каждого экземпляра. Модель изделия не должна излучать ненужных электромагнитных полей, это тоже проверяется:
А как распределяется поток света, его спектр и интенсивность — это изучает оборудование в специальной темной комнате. Движущиеся рамки с датчиком описывают сферу вокруг светильника, получая данные об освещенности в каждой точке вокруг него:
В специальных шкафах проверяется, как конструкция держит сильный перегрев или, наоборот, выдерживает охлаждение на десятки градусов ниже нуля:
Защита от влаги — одна из самых важных характеристик. Нормативы разные, в зависимости от классификации IP. Некоторые изделия обязаны выдерживать только брызги и то лишь короткое время. Другие обязаны работать даже под водой на глубине под давлением. Испытывают модели в специальной водной лаборатории.
Эти высокоточные иглы-форсунки одного из водных испытательных стендов напоминают иглы от шприца, только без косого среза. Они создают дождь.
Отдельная лаборатория исследует материалы, которые закупает завод — например, пластик. Далеко не факт, что пластик (или его очередная партия) соответствует своим характеристикам, держит нужные температуры, не распадается, не выделяет вредных примесей. Это проверяется на специальном оборудовании. Кстати, пластик по итогам завод предпочитает закупать за рубежом — большинство отечественных пластиков, увы, не показывает заявленных характеристик. А вот этот чудесный аппарат — спектрометр материалов. При помощи радиоактивного излучения определяет химический состав образца, выявляя все примеси. Нет, снаружи его камеры никакого излучения нет, я проверил дозметром. А внутри — изрядно. Мы положили внутрь дозиметр из любопытства, 7 миллирентген показал.
День нашего посещения совпал с открытием на заводе презентационного зала. Честь перерезать ленточку выпала нашему главному блогеру по лампочкам Алексею ammo1 Надежину, автору проекта http://lamptest.ru:
В презентационном зале собраны примеры самой разной продукции — от промышленных и офисных светильников до фито-света для растений:
И отдельная тема — уличное освещение. Смотрим на обычную фотку вечернего Варшавского шоссе:
Знакомый желтый свет, верно? Почему-то раньше я думал, что желтый свет для освещения улиц был специально выбран каким конгрессом индустриальных психологов, поскольку наверно он меньше утомляет глаза водителей, позволяет лучше различать контуры на скорости и подобная тому наукообразная чушь... Но коллеги по поездке мне объяснили: наоборот, желтый свет один из самых вредных для освещения шоссе. Просто таков спектр традиционной натриевой лампы. С которым приходится мириться по причине её дешевизны. Свет желтый, тусклый, лампа долго разогревается, фонарь начинает мигать или тускнеть со временем, но зато эта лампа уже много десятилетий считается дешевой и экономичной. Конечно она не такая экономичная, как современный светодиодный фонарь, но сам прибор дешевле, и вообще их уже наделали на десятилетия вперед. Поэтому (еще раз смотрим на фотку выше) на городской территории шоссе всё еще стоят старые натриевые лампы. А на территории, прилежащей к частной заправке — уже фонари новые, светодиодные.
Так выпьем за то, чтобы наши дороги как можно быстрее оснащались современным светом взамен устаревшего. И возрадуемся, что в России есть прекрасные заводы, чья продукция успешно конкурирует с лучшими европейскими образцами промышленного света.
это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2018/11/06.html