lleo_kaganov (lleo_kaganov) wrote,
lleo_kaganov
lleo_kaganov

Categories:

Кругом пятьсот

это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/01/07.html

Во-первых, всех поздравляю с Рождеством! Я так вижу, обсуждение песни про снежинку вызвало живой резонанс. Раз с вами так душевно обсуждать старые песни, давайте сегодня обсудим еще одну, тоже очень зимнюю песню. Я расскажу, как представляется ее смысл мне, а вы расскажите, как видится вам.


Итак, у Владимира Высоцкого одна из знаменитых песен (или даже баллада?) аж 1972 года — «Кругом пятьсот». Я её в детстве слышал очень много, но, честно признаться, так до конца не понимал. А потому предпочитал просто верить эмоциям главного героя, не обращая внимания не текст, в котором очень много подсказок. Ссылку на аудиоверсию не даю — вы либо её знаете наизусть, либо вообще этот пост не для вас. Текст, если кто подзабыл, под катом:

Владимир Высоцкий — КРУГОМ ПЯТЬСОТ
 

КРУГОМ ПЯТЬСОТ

Я вышел ростом и лицом —

Спасибо матери с отцом,-

С людьми в ладу — не понукал, не помыкал,

Спины не гнул — прямым ходил,

Я в ус не дул, и жил как жил,

И голове своей руками помогал...

Но был донос и был навет —

Кругом пятьсот и наших нет,-

Был кабинет с табличкой: «Время уважай»,-

Там прямо без соли едят,

Там штемпель ставят наугад,

Кладут в конверт — и посылают за Можай.

Потом — зачет, потом — домой

С семью годами за спиной,-

Висят года на мне — ни бросить, ни продать.

Но на начальника попал,

Который бойко вербовал,-

И за Урал машины стал перегонять.

Дорога, а в дороге — МАЗ,

Который по уши увяз,

В кабине — тьма, напарник третий час молчит,-

Хоть бы кричал, аж зло берет —

Назад пятьсот, пятьсот вперед,

А он — зубами «Танец с саблями» стучит!

Мы оба знали про маршрут,

Что этот МАЗ на стройках ждут,-

А наше дело — сел, поехал — ночь, полночь!

Ну надо ж так — под Новый год —

Назад пятьсот, пятьсот вперед,-

Сигналим зря — пурга, и некому помочь!

«Глуши мотор, — он говорит,-

Пусть этот МАЗ огнем горит!»

Мол, видишь сам — тут больше нечего ловить.

Мол, видишь сам — кругом пятьсот,

А к ночи точно — занесет,-

Так заровняет, что не надо хоронить!..

Я отвечаю: «Не канючь!»

А он — за гаечный за ключ,

И волком смотрит (Он вообще бывает крут),-

А что ему — кругом пятьсот,

И кто кого переживет,

Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!

Он был мне больше, чем родня —

Он ел с ладони у меня, —

А тут глядит в глаза — и холодно спине.

А что ему — кругом пятьсот,

И кто там после разберет,

Что он забыл, кто я ему и кто он мне!

И он ушел куда-то вбок.

Я отпустил, а сам — прилег,-

Мне снился сон про наш «веселый» наворот:

Что будто вновь кругом пятьсот,

Ищу я выход из ворот,-

Но нет его, есть только вход, и то — не тот.

...Конец простой: пришел тягач,

И там был трос, и там был врач,

И МАЗ попал куда положено ему,-

И он пришел — трясется весь...

А там — опять далекий рейс,-

Я зла не помню — я опять его возьму!

1972

Сюжет песни предельно ясен: двое перегонщиков увязли в машине на глухой сибирской трассе, и помощи, казалось бы, ждать неоткуда. А вот конфликт персонажей и развязка неясны. Попробуем разобраться.

Герой песни — человек сильный (вышел ростом), самолюбивый (спины не гнул) и вообще бывший зэк (по его словам — невиновный). На концертах в особо государственных местах Владимир Семенович исполнял этот антисоветский момент мягче: «Бродяжил и пришел домой уже с годами за спиной». Но от этого характеристика героя не меняется. Хотя самопрезентация «с людьми в ладу — не понукал, не помыкал» не очень соответствует пренебрежительному отзыву о напарнике «он ел с ладони у меня», «пришел, трясется весь», «зубами стучит», «забыл, кто я ему и кто он мне». То есть — и понукал, и помыкал. О напарнике мы знаем меньше — ему в песне слова не давали. Мы знаем, что в сложной ситуации он молчит три часа, но «вообще бывает крут» и хватается за гаечный ключ (заметим: только хватается). Командиром экипажа назначен, очевидно, именно герой — по крайней мере, он решает, кого ему брать в напарники.

Сама ситуация: МАЗ увяз за Уралом, и помощи ждать неоткуда. В кабине тьма, мотор пока работает, но «к ночи точно занесет, так заровняет, что не надо хоронить». В принципе (не в песне, а в жизни) это очень тяжелая ситуация, которая встречается до сих пор. И рассчитывать можно только на помощь, которая приедет по дороге. Или не приедет. Но даже ребенку понятно, что удаляться от машины — самоубийство. И дело вовсе не в том, что надо сидеть охранять МАЗ, который «на стройках ждут» — угонщиков тут нет, а замерзание в кабине никак не поможет стройке.

Однако у напарника есть идея. Он предлагает заглушить мотор и куда-то идти. Куда же идти из кабины в пургу, если «кругом пятьсот»? Не в лес же на холод, на съедение волкам и верную гибель? Возможно, напарник что-то знает? Может, предлагает совершить подвиг и добраться пешком до ближайшего поселения, откуда можно вызвать помощь? Однако герой ему это запрещает. Заметим: не просто сам не поддерживает, а запрещает об этом думать даже ему. Мы понимаем, что напарник ему не нравился давно: героя «аж зло берет» уже в первые три часа, пока напарник всего лишь молчал (!). Вырваться напарнику непросто. И только железная вера в свою правоту, подкрепленная не менее железным гаечным ключом, позволяет ему сбежать из кабины деспотичного зэка, чтобы избежать верной (как напарник знает) смерти. «Я его отпустил», — лаконично сообщает нам герой с таким видом, будто совершил подвиг человеколюбия и самопожертвования, а сам банально ложится спать.

Дальше следите за руками: напарник «ушел куда-то вбок» — то есть, не назад и не вперед по трассе. И по итогам, как мы знаем, не погиб: выжил, даже не обморозился, сохранил работоспособность. Из чего можно делать вывод, что пятьсот там было не «кругом», а лишь назад и вперед. А вбок было, например, двадцать... Или сорок...

Результат: к машине с героем, предпочитавшим сладко спать и гнобить напарников, пришел «тягач, трос и врач», которые спасли замерзающего мудака. Видимо, для врача к тому времени нашлось немало работы, раз его упомянули. Да и выражение «МАЗ попал, куда положено ему» как бы намекает, что машину отгоняли по назначению уже другие водители.

Однако выживший герой не просто лишен благодарности, но чувствует себя обиженным и по-хамски встречает напарника. Того самого напарника, который добрался до людей, спасся сам (что предлагал и герою), а далее сумел вызвать помощь, чем спас от смерти и товарища. И всё это — исключительно благодаря своей инициативе, смелости, знаниям местности и самоотверженности (кто знает, сколько километров пришлось прошагать напарнику по пурге и тайге, пока товарищ спал в уютной, хотя и остывающей кабине).

И после этого хамский мудак имеет наглость заявлять «я зла не помню, я опять его возьму»! Какого зла ты не помнишь, придурок грешный? Тебя же «зло брало» еще когда он просто молчал! А он оказался прав, спасся сам и спас тебя от гибели! Да ты, сука, молиться на него должен! Зла он не помнит...

А как вы понимаете смысл этой песни?



это перепост заметки, оригинал находится на моем сайте: http://lleo.me/dnevnik/2016/01/07.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments